Согласно исследованию «Взрослые и дети в интернете», проведённому «Лабораторией Касперского», каждый четвёртый школьник старше 10 лет (26%) уже пользуется нейросетями, в том числе для выполнения домашних заданий. При этом среди мальчиков доля выше (33%), чем среди девочек (20%). Эксперты подчёркивают: чат-боты могут быть полезным инструментом, но только при осознанном и грамотном использовании. Об этом специалисты рассказали на конференции CyberSecurity Weekend 2025 в Минске.
Для детей нейросети в первую очередь становятся «умным поисковиком». Большинство школьников применяют их для поиска информации (63%), выполнения заданий (60%) и получения объяснений сложных тем (53%). Однако полностью полагаться на ИИ нельзя – он может допускать ошибки или выдавать вымышленные факты. Поэтому специалисты советуют проверять данные и обращаться к учебникам и другим надёжным источникам.
Помимо учёбы, дети используют нейросети в творчестве: редактируют фото (25%), создают видео- и аудиоматериалы (16%).
Некоторые школьники обращаются к чат-ботам и за поддержкой: 20% делятся с ними переживаниями, а 18% задают вопросы, которые стесняются обсудить со взрослыми. Эксперты отмечают: это сигнал о том, что детям важны внимание и понимание, но именно этого виртуальный собеседник дать не может. Эмпатия, забота и доверие возможны только в общении с родными.
«ИИ – полезный помощник, но ребёнку прежде всего важно учиться думать самостоятельно, сравнивать разные точки зрения и доверять близким. Чат-бот не должен подменять реальное общение или использоваться для обмана учителей. Кроме того, детям нельзя делиться с нейросетями личной информацией, а время работы с технологиями стоит ограничивать, чтобы у ребёнка оставались силы и интерес для игр, общения и собственных открытий», – подчеркнул Андрей Сиденко, руководитель направления детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского».