Отечественные производители компонентов микроэлектроники являются одним из важнейших элементов в системе регистрации аппаратных платформ в профильных реестрах Минпромторга. С какими вызовами сегодня сталкиваются предприятия и каковы их перспективы, рассказывает генеральный директор ООО «Новые Платформы» Олег Минаков.
Олег Александрович, кто сегодня является основными заказчиками высокопроизводительных платформ? Компании сегмента информационной безопасности или телеком? И это крупные компании или новички рынка?
И те, и другие. Сложно дать какую-то градацию, потому что в последнее время ИБ-рынок довольно сильно вырос, и в него пришло большое количество новых игроков, которые только начинают свой путь. Например, сегодня NGFW не пытается сделать только ленивый, но даже эти новички становятся нашими клиентами, хотя и покупают небольшие партии.
И делают свои решения на платформах, даже не будучи уверенными в том, что они смогут закрепиться на рынке, если говорить о новичках?
Да, закупают тестовые партии, а дальше пытаются развиваться. Но это лишь часть наших заказчиков, поскольку мы работает и с крупными производителями, и даже с интеграторами, которые делают определенные инсталляции под конкретных заказчиков, то есть это может быть, что называется, разовая акция.
Если говорить про крупные компании, разве не проще им, имея и компетенции, и ресурсы, и финансы, наладить собственное производство?
Такой путь можно пройти, но создание полноценного производства – это непросто. К тому же не будем забывать, что рынок не стоит и не ждет, когда придет какая-либо компания, даже самая крупная. Например, «Новые платформы» работают в своем сегменте уже пять лет, за это время мы не только нарастили компетенции, но и приобрели своих постоянных заказчиков, которые не могут ждать, пока кто-то другой наладит свое производство. Все-таки этот поезд импортозамещения движется и на путях в сфере платформ, и, начав выпуск сейчас, уже не факт, что новая компания сможет организовать достаточно прибыльный бизнес.
Разве это проблема для тех организаций, которые зарабатывают по 15-20 миллиардов в год?
Запуск производства с нуля требует больших инвестиций и не только их, поэтому таким богатым компаниям гораздо проще купить уже готовый бизнес, например, нас.
Такие предложения поступали?
Предметных кейсов, конечно, не было, но полунамеками и в шутку – популярная история, которая мелькает регулярно.
В контексте импортозамещения и доверия к отечественным высокотехнологичным продуктам самая популярная причина скепсиса – качество по сравнению с зарубежными аналогами. Есть ли подобная скептика в микроэлектронике?
Да, и это глобальная проблема российского рынка в отношении многих сегментов ИБ и ИТ, что уж говорить про микроэлектронику. Но надо понимать, что эффективность любой компании зависит от инсталляционной базы, это то, за счет чего продукты зарубежных компаний пользовались спросом – они могли проводить работу над ошибками и повышать уровень решений благодаря тысячам клиентов по всему миру.
Как могут российские компании это исправить?
Работой и опытом. «Новые платформы» за пять лет «съели много кактусов» и нарастили компетенции, кроме того, сейчас идет процесс импортозамещения, который открывает окно возможностей, и все российские компании стремительно повысить уровень качества.
Можно ли обойтись без зарубежных компонентов в разработке собственных решений?
К сожалению, на данном этапе – нет. Хотелось бы делать продукцию под те же отечественные процессоры, но пока вопрос с ними не до конца решен, поэтому пока платформы выпускаются под иностранные. Однако мы постоянно мониторим ситуацию, и в нашем роудмапе прописано разработать платформу на российском процессоре, как только он появится.
Какой вообще на рынке существует запрос на микроэлектронику: спрос растет или заказчики в основном предпочитают самостоятельно закупать ее через свои логистические цепочки?
Здесь, как и с созданием собственного производства: гораздо проще брать решение под ключ. Особо никто не хочет заниматься этим самостоятельно, поэтому спрос растет постоянно, в среднем на 50% ежегодно. Причем я думаю, что эта тенденция продлится в ближайшие три года точно, а может быть, и все пять.
На чем основывается такой прогноз?
На том, что российский технологический рынок последние годы бурно растет, а государство – готово вкладываться. Плюс, если появятся отечественные процессоры, то это еще больше увеличит спрос.
В чем конкретно заключается поддержка государства?
В первую очередь это налоговые льготы, например, мы не платим налог на прибыль. Кроме того, сейчас в Минпромторге идет активное обсуждение насчет снижения НДС. Скажем, сейчас НДС для софта равен нулю, и для «железа» планируют ввести то же самое.
Если говорить о самой продукции, сейчас высокопроизводительные
платформы, ваши флагманские решения, пользуются популярностью. Есть ли в них какая-то специфика?
Высокопроизводительные платформы специфичны тем, что для них повышены некоторые требования по качеству. Например, пайки или компоновки, то есть когда схемотехник ее разрабатывает, нужно более точно и аккуратно подходить к разводке всех составляющих на плате, а потом еще и реализовать это в производстве. Вероятность брака, естественно, вырастает.
Много компаний делает сейчас высокопроизводительные платформы?
Их можно пересчитать по пальцам одной руки, и в первую очередь это Kraftway и «Аквариус». Кроме того, есть новые игроки сегмента, например, «Гравитон» и OpenYard.
Какую долю рынка занимают «Новые платформы»?
Посчитать сложно, потому что надо сегментировать рынок: на сервера общего пользования и на аплайнс. В первый сегмент мы еще не выходили и только планируем выпустить устройство для него и что-то попробовать, а проблема второго в том, что он по большому счету еще только формируется. Но в нем мы точно входим в тройку, как раз вместе с Kraftway и «Аквариус».
Участвуют ли в этой конкуренции зарубежные компании, например, со стороны КНР?
Сейчас нет, поскольку есть требования к российскому происхождению продуктов и они постепенно ужесточаются. Если раньше, лет пять назад, требования по отечественному происхождению уже были, но можно было массово использовать китайские компоненты, то сейчас за этим пристально наблюдают.
Зато возник другой тренд: сами китайские компании приходят в российские компании и предлагают продать права и конструкторскую документацию, а у них покупать только комплектующие. То есть они поняли, что просто гнать в Россию продукцию и переклеивать здесь шильдики не получится.
Если смотреть на рынок шире, в мировом разрезе, смотрите ли вы на тенденции по разработкам в тех же дружественных странах?
Безусловно, мы следим за трендами, но надо понимать, что рынок микроэлектроники очень узок, и он давно захвачен гиганты вроде Intel и заводы Тайваня, тот же TSMC. Но на их фоне мы отстаем лет эдак на десять, опять же за счет глобализации, которая сделала малоэффективной автаркию.
Какой интерес к российской микроэлектронике проявляют дружественные страны?
Несмотря на то, что эти государства не отрезаны от американских технологий и продолжают строить свои ИТ-инфраструктуры на них, интерес к нашим продуктам высок. В первую очередь, конечно, в странах СНГ, но также внимательно смотрят государства Ближнего Востока. Они же понимают, что ситуация с Россией и бегством иностранных компаний может затронуть и их, поэтому хотят подготовиться.
Чем именно они интересуются?
Я бы сказал, что им интересен наш опыт и то, как мы справляемся с таким вызовом. Они смотрят наперед, поэтому не говорят: «Давайте мы будем покупать ваши продукты» или «Наладьте нам производство», они говорят: «Помогите нам его запустить, мы вам за это заплатим, но дальше – сами». И в целом это не проблема, особенно для тех стран, которые близки России по культуре, например, Белоруссия. Поэтому если это направление будет востребовано, мы будем им заниматься.